NASA готовит замену «Конкордам» и Ту-144

NASA готовит замену «Конкордам» и Ту-144








NASA готовит замену «Конкордам» и Ту-144

В конце декабря 2019 года в американских СМИ появились новости о том, что сборка экспериментального самолета X-59 QueSST будет завершена до конца 2020 года, а уже в 2021 году может состояться первый полет уникального самолета. Уникальность проекта заключается в том, что самолет X-59 QueSST сможет переходить на режим сверхзвукового полета «бесшумно». По заявлениям разработчиков из компании Skunk Works (подразделение Lockheed Martin), уровень шума при преодолении звукового барьера не будет превышать звука закрываемой дверцы автомобиля.

X-59 QueSST проект NASA и Lockheed Martin

В истории мировой авиации существовало только два серийных сверхзвуковых пассажирских самолета. Это советский лайнер Ту-144 и англо-французский Concorde. После завершения эксплуатации последнего в 2003 году вся пассажирская авиация в мире представлена лишь дозвуковыми лайнерами. Похоже, совсем скоро ситуация может измениться. Через 17 лет после завершения эксплуатации «Конкорда» тема сверхзвуковых пассажирских перелетов снова становится актуальной. А в США агентство NASA готово вкладывать сотни миллионов долларов в проекты, призванные улучшить возможности подобных самолетов.

Работа над проектом нового самолета, получившего обозначение X-59 QueSST (Quiet Supersonic Transport), стартовала в 2016 году. Самолет разрабатывается в рамках сотрудничества национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и корпорации Lockheed Martin. Важное уточнение: X-59 QueSST – это не прототип пассажирского самолета, он никогда в будущем не будет перевозить пассажиров. Это экспериментальный самолет, демонстратор технологий, который создается в рамках решения конкретной задачи по снижению уровня шума сверхзвуковой авиации.

NASA готовит замену «Конкордам» и Ту-144

В настоящее время в США действуют ограничения на полеты сверхзвуковых самолетов над населенными пунктами, в первую очередь именно из-за большого уровня шума. Новый самолет должен решить эту проблему и способствовать пересмотру установленных правил, предоставляя подобным пассажирским лайнерам второй шанс.

Как стало известно в конце декабря 2019 года, проект по созданию самолета X-59 QueSST вышел на финишную прямую. Закончить сборку машины планируется уже до конца 2020 года, а первый полет экспериментального самолета может состояться в 2021 году. При этом в дальнейшем экспериментальный самолет специально будет летать над населенными пунктами. Во время подобных полетов с земли будут сниматься данные по шуму, а также проводиться опросы местных жителей, чтобы узнать их реакцию на звуковой удар и издаваемый самолетом X-59 уровень шума. Первые испытания планируется проводить в пустыне Мохаве в Калифорнии, где на земле установят целую сеть чувствительных микрофонов длиной почти 50 километров.

Известно, что сборка самолета осуществляется на заводе компании Skunk Works в городе Палмдейле (штат Калифорния). Общая стоимость работ по проекту открыта и составляет 247.500.000 долларов. В NASA особо подчеркивают тот факт, что X-59 QueSST – это первый пилотируемый экспериментальный самолет компании (X-самолет) за последние три десятилетия.

NASA готовит замену «Конкордам» и Ту-144
Сборка самолета X-59 QueSST

Особенности самолета X-59 QueSST

Сборка самолета X-59 QueSST уже ведется и должна завершиться до конца 2020 года. К этому моменту на заводе в Палмдейле планируют завершить сборку фюзеляжа, крыла, оперения и интеграцию всех основных систем, включая инновационную систему наблюдения из кабины экипажа. Необычная система необходима, так как самолет получил сильно вытянутый и заостренный носовой обтекатель, который серьезно ограничивает пилоту возможность обзора вперед. Для решения этой проблемы в носовой части самолета установят камеру с разрешением 4K и углом обзора 33 на 19 градусов.

О технических характеристиках экспериментального самолета известно не так много. Максимальная скорость полета составит 1510 км/ч. Задачи по установке рекордов перед разработчиками не стоит, а для достижения поставленных целей подобной скорости более чем достаточно. При этом самолет сможет совершать полеты на высоте примерно 17 тысяч метров. Известно, что на экспериментальном самолете будет установлен турбореактивный двухконтурный двигатель General Electric F414-GE-100 (тяга 98 кН). Экипаж самолета будет состоять из одного человека.

Максимальная взлетная масса X-59 QueSST составит примерно 14 700 кг. Максимальная длина самолета – более 29 метров, размах крыла – чуть более 9 метров, максимальная высота – примерно 4,3 метра. На самолете будет использовано трехстоечное убираемое шасси, которое позаимствовали от истребителя F-16. Элементы кабины летчика взяты со сверхзвукового учебного самолета Northrop T-38 Talon.

NASA готовит замену «Конкордам» и Ту-144

По заверениям разработчиков, звук прохождения экспериментальным самолетом звукового барьера при переходе на сверхзвуковую скорость полета и сам полет на сверхзвуковой скорости будут гораздо тише, чем у существующих самолетов. Для слушателя, находящегося на земле, звук будет напоминать обычный хлопок закрываемой дверцы легкового автомобиля, а не раскаты грома. В различных источниках указывается, что уровень шума при этом составит от 60 до 75 дБ. Это на порядок меньше, чем у всех современных сверхзвуковых самолетов, которые при переходе на сверхзвук провоцируют настоящий «звуковой удар», волны которого и доходят до земной поверхности. В будущем отработанные технологии американцы планируют использовать в гражданской авиации для создания новых сверхзвуковых лайнеров, которые помогут пересмотреть правило о запрете полетов сверхзвуковых самолетов над населенными пунктами.

Чтобы добиться тихого сверхзвукового полета, конструкторы используют специально разработанную конструкцию летательного аппарата. Самолет визуально выделяет длинный узкий фюзеляж и используемая аэродинамическая схема «утка». Все это должно способствовать снижению уровня шума. Помимо этого инженеры компании Skunk Works уделили много внимания геометрии крыла самолета и установят специальные шумопоглощающие фильтры вокруг двигателя.

Экспериментальный X-59 QueSST разрабатывают создатели U-2 и SR-71 Blackbird

За разработку экспериментального самолета X-59 QueSST отвечает компания Skunk Works. Примечательно, что данное подразделение корпорации Lockheed Martin долгие годы специализируется на секретных разработках в интересах ВВС США. Именно специалисты данной фирмы занимались разработкой двух самых известных американских разведывательных самолетов в истории авиации – Lockheed U-2 и SR-71 Blackbird. Эта же компания приложила руку к созданию американских истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

NASA готовит замену «Конкордам» и Ту-144

С самого начала своего существования компания Skunk Works, ранее носившая название «Lockheed’s Advanced Development Project division», позиционируется как подразделение перспективных разработок. Это никак не отрицает заявленной гражданской и коммерческой составляющей нового проекта. Но некоторое сомнение закрадывается. Экспериментальный самолет X-59 QueSST может быть продуктом двойного назначения, часть испытываемых технологий в дальнейшем может перекочевать и в военную авиацию.

Утверждать, что технологии, испытанные в рамках данного проекта, в дальнейшем не будут использоваться при создании современных высотных разведывательных самолетов или боевой авиации, нельзя. Правда, и со стопроцентной уверенностью говорить об этом также пока не имеет особого смысла. Никаких официальных подтверждений этому просто нет.

При этом в России идея создания современного сверхзвукового пассажирского самолета также имеет хождение, правда, только на уровне разговоров. Ранее, в январе 2018 и в феврале 2019 года, тему создания сверхзвукового пассажирского лайнера поднимал президент России Владимир Путин.


Источник: Военное обозрение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *